11 февраля – 150 лет со дня рождения Василия Качалова
11 февраля – 150 лет со дня рождения Василия Качалова
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Здравствуйте, наши дорогие читатели! Вы, конечно, помните это знаменитое стихотворение Сергея Есенина? Оно было написано ровно сто лет назад и посвящено, как указано в названии, собаке Качалова.
Сегодня мы отмечаем 150 лет со дня рождения владельца ирландского сеттера Джима – легендарного русского актера Василия Качалова. Его имя стало символом высочайшего актерского мастерства, а творческое наследие до сих пор изучают во всем мире.
Будущий великий актер родился 11 февраля (30 января) 1875 года в городе Вильно (ныне Вильнюс) в семье священника Иоанна Шверубовича. Качалов – это сценический псевдоним. По версии Фаины Раневской, его придумал владелец театра, редактор газеты «Новое время» и друг Чехова Александр Суворин. По другой версии, взять фамилию Качалов актера подговорил Федор Шаляпин.
О том, что театр – его призвание, Василий понял еще в 1-й Виленской гимназии, где был одним из лучших учеников. Он даже поступил на юридический факультет Петербургского университета, но страсть к театру оказалась сильнее.
В 1896 году он дебютировал в Суворинском театре Литературно-артистического общества в Петербурге. Ездил по стране с антрепризами, оттачивая мастерство, пока в 1900 году Качалова не пригласили в труппу недавно открывшегося Московского Художественного театра Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.
Василий Иванович быстро стал одним из ведущих актеров МХТ. В рассказе «Чистый понедельник» Ивана Бунина есть любопытный эпизод с участием Качалова. Герои приехали на капустник в Художественный театр: «К нам подошел с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос, Качалов, поднял бокал и, с деланной мрачной жадностью глядя на нее, сказал своим низким актерским голосом:
– Царь-девица, Шамаханская царица, твое здоровье!
И она медленно улыбнулась и чокнулась с ним. Он взял ее руку, пьяно припал к ней и чуть не свалился с ног. Справился и, сжав зубы, взглянул на меня:
– А это что за красавец? Ненавижу».
За долгую творческую жизнь на сцене Московского Художественного театра Василий Качалов создал около 60 незабываемых образов, каждый из которых был отмечен особым, «качаловским» стилем – сдержанным, интеллигентным, глубоко психологичным.
«Роль должна быть хорошо, глубоко и искренно пережита в процессе подготовки, в самом существе роли, в его зерне, тогда и на любом спектакле исполнитель сможет ее переживать, вызывая в себе искренние чувства, а не повторяя, не «представляя» их мертвую зафиксированную форму, не копируя, не вспоминая своих собственных, когда-то от переживания явившихся интонаций, жестов, мимики, пауз, темпа и т.д. Если роль предварительно хорошо пережита, если у актера крепкое, живое «зерно» роли, роль всегда будет переживаться, а не представляться на спектаклях; это зерно всегда будет давать ростки, иногда похожие на вчерашние (но не вчерашние), а иногда и совсем новые и неожиданные для актера (и это самое приятное в актерском самочувствии, по-моему)», – так отвечал в 1924 году Качалов на один из вопросов анкеты по психологии актерского творчества, направленной крупнейшим актерам русского театра.
После Октябрьской революции Качалов остался верен своим художественным принципам. Он продолжал службу в МХТ, стал признанным мэтром сцены, получил звание народного артиста СССР и Сталинскую премию I степени, был награжден орденами и медалями. При этом никогда не участвовал в политической борьбе. В 1930-е годы, когда многие его друзья и коллеги подверглись репрессиям, Василий Иванович продолжал работать и по мере сил помогал близким тех, кто попал в беду. Его авторитет в театральном мире был настолько высок, что власть вынуждена была с этим считаться.
В годы Великой Отечественной войны Качалов, несмотря на возраст, выступал перед ранеными в госпиталях, участвовал в радиопередачах. Скончался Василий Иванович в 1948 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Любопытный факт под занавес: министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова приходится легендарному актеру правнучкой.
Текст подготовила Олеся Полевая, озвучила Валентина Нечаева
Центральная городская библиотека Ангарска
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: