Будущее закладывается сегодня. С каждым новым учебным годом воспитатели детских садов, учителя школ всё громче бьют тревогу по поводу увеличения количества детей с низкой произвольностью (умение подчинять себя общим требованиям) и отсутствием мотива к школьным достижениям. О возможных причинах происходящего.
- В 2-3 года у ребёнка наглядно – действенное мышление. Для его развития дети должны под руководством взрослых осваивать предметную деятельность. А это манипуляции с игрушками, предметами обихода и так далее. В процессе взаимодействия развивать простые сюжеты, стремиться к логическому их завершению, в рамках возрастных возможностей. Почему под руководством взрослых, потому что самостоятельно они это сделать пока не умеют. Если детская деятельность не направляется, то она становится хаотичной и не последовательной. Это одна из причин будущих проблем с учебой, так как изначально не сформирован навык организованной деятельности. - У современных детей уже с 2,5 – 4 лет (когда дали в руки телефон) наряду с наглядно – действенным формируется так называемое клиповое мышление. Маленький ребёнок живет эмоциями (непосредственная реакция психики), это его характеристика и потребность, а в телефоне с его быстро сменяющимися картинками эта потребность как раз и удовлетворяется. Вырабатывается рефлекс на восприятие информации фрагментами, короткими кусками и яркими образами. Многое из того, что требует более продолжительного внимания и сосредоточенности становится скучным. Затем и в любой другой деятельности дети так же будут затрудняться сосредоточиться, постоянно перескакивая с одного на другое. В дальнейшем это распространится и на учебную деятельность. - Сами взрослые зачастую каждую свободную минуту берутся за телефон. Элементы клипового мышления присущи и им, но в отличии от их детей, родители в своем детстве успели поиграть, послушать сказки, посмотреть хорошие фильмы, благодаря чему клиповое мышление лишь надстройка над приобретёнными в детстве навыками. Но видя взрослых за телефонами дети воспринимают это провождение времени, как норму. «Почему маме с папой можно, а мне нельзя?». - Причинами слабо развитой самостоятельности детей является и то, что часть взрослых в силу быстрого ритма современной жизни многое делают за ребенка: наводят порядок в его комнате, складывают вещи, убирают игрушки и так далее. Так быстрее и удобнее, чем тратить время на объяснения и уговоры. У детей вырабатывается уверенность, что всё за него будет рано или поздно сделано. «Мама поворчит и все сама сделает». Воспитательные моменты воспринимаются, как фон, а не руководство к действию. - Играет роль и поток далеко не всегда фильтруемой для ребёнка информации с экранов телевизора, тех же телефонов самого широкого, в том числе и не настраивающего на правильное поведение, содержания. Общие рекомендации для исправления ситуации. Проводите вместе с ребёнком больше времени: играйте в сюжетно – ролевые игры, например, в дом, магазин, больницу, распределяйте роли между собой, доводите сюжет игры до завершения. Игра формирует умение организовывать свою деятельность, что после пригодится и в учёбе. Ограничивайте общение ребенка с телефоном, заменяя его интересным времяпрепровождением, а не просто запрещая. Устраивайте семейные телефонные каникулы, во время которых все члены семьи отвечают только на срочные телефонные звонки. При этом взрослые и эти разговоры сводят до минимума, только по делу. Родители не должны за ребёнка делать то, что он может сделать сам: навести порядок в своей комнате, помочь в уборке квартиры, освоить навыки самообслуживания и применять их и другие доступные детям его возраста действия. На всё это взрослым придётся потратить усилия, но результат этих усилий со временем обязательно положительно скажется на ребёнке в целом и в частности на его учебе. Если не получается решить проблемы самостоятельно, обращайтесь к психологам. Они помогут изменить ситуацию к лучшему.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: